Половая неприкосновенность

Половая неприкосновенность

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Половая свобода и половая неприкосновенность – это часть прав и свобод личности, установленных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Посягательства на данные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних запрещены Уголовным кодексом Республики Беларусь.

 

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних относятся:

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, 3 ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, 3 ст. 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
  • развратные действия (ст. 169 УК),
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 170 УК) и др.

 

Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей!!!

 

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребёнок, не зависимо от социального статуса семьи, но чаще – это послушные и доверчивые дети, либо замкнутые, запущенные, одинокие ребята «ненужные» своим родителям; дети, стремящиеся казаться взрослыми.

 

Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде, учреждении образования, но и дома.

 

В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, отчим или близко знакомый ему человек... Друг, сверстник.

 

Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и заманивания, психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

 

Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами…

 

 

 

‼ВАША ЛЮБОВЬ И ВНИМАНИЕ, ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ, СВОЕВРЕМЕННОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

помогут предотвратить

детские трагедии!!

 

Чтобы не случилось беды:

 

  • Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;

 

  • Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях. Учите детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;

 

  • Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 

  • Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.

 

Телефоны и организации

по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия

 

  • Телефон экстренного вызова милиции: 102

 

  • «Телефон доверия» для взрослых и детей (круглосуточно);

+375 16-240-62-26

 

  • «Телефон доверия» для детей и подростков (круглосуточный):

+375 17-263-03-03

 

  • Кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей (круглосуточно):

+ 375-17-317-32-32

 

  • Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-16-11

 

За психологической помощью и поддержкой можно обратиться в

СПЦ Столинского района

 

ул. Садовая, д.15, р.п. Речица,

Столинский район, Брестская область,

индекс: 225520; т/ф. 63-0-71

spc@roo-stolin.gov.by

 

 

 

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр

Столинского района»

 

 

 

 

 

МИР БЕЗ НАСИЛИЯ

Вместе мы справимся!

 2022 г.

 

 

Мир без насилия

17.06.2022

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Половая свобода и половая неприкосновенность – это часть прав и свобод личности, установленных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Посягательства на данные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних запрещены Уголовным кодексом Республики Беларусь.

 

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних относятся:

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, 3 ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, 3 ст. 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
  • развратные действия (ст. 169 УК),
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 170 УК) и др.

    Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей!!!

     

    Жертвой сексуального насилия может стать любой ребёнок, не зависимо от социального статуса семьи, но чаще – это послушные и доверчивые дети, либо замкнутые, запущенные, одинокие ребята «ненужные» своим родителям; дети, стремящиеся казаться взрослыми.

     

    Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде, учреждении образования, но и дома.

     

    В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, отчим или близко знакомый ему человек... Друг, сверстник.

     

    Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и заманивания, психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

     

    Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами…

  • ‼ВАША ЛЮБОВЬ И ВНИМАНИЕ, ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ, СВОЕВРЕМЕННОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

    помогут предотвратить

    детские трагедии!!

     

    Чтобы не случилось беды:

     

    • Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;

     

    • Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях. Учите детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;

     

    • Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

     

    • Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.

       

      !!РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ!!

      Обратите внимание

      на безопасность Вашего ребёнка

      в сети Интернет.

       

      Для совершения преступлений против половой неприкосновенности детей также активно используется Интернет.

       

      Чтобы оградить ребенка от неблагоприятных сайтов и длительного пребывания в интернете или играх используйте приложение «Родительский контроль», ограничивающее те или иные функции гаджетов: смартфонов, ноутбуков.

       

      С помощью мобильного приложения "Где мои дети" можно отслеживать, где находится ребенок в течение дня, и слушать звуки вокруг его гаджета. Сервис уведомляет родителей о выбытии ребенка из установленных зон и фиксирует историю его передвижений даже при отсутствии доступа к интернету.

      Телефоны и организации

      по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия

       

      • Телефон экстренного вызова милиции: 102

       

      • «Телефон доверия» для взрослых и детей (круглосуточно);

      +375 16-240-62-26

       

      • «Телефон доверия» для детей и подростков (круглосуточный):

      +375 17-263-03-03

       

      • Кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей (круглосуточно):

      + 375-17-317-32-32

       

      • Республиканская «Детская телефонная линия»

      8-801-100-16-11

       

      За психологической помощью и поддержкой можно обратиться в

      СПЦ Столинского района

       

      ул. Садовая, д.15, р.п. Речица,

      Столинский район, Брестская область,

      индекс: 225520; т/ф. 63-0-71

      spc@roo-stolin.gov.by

       

       

свернуть

Советы родителям по половому воспитанию детей

Советы родителям по половому воспитанию детей

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания детей - взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

                         В.А Сухомлинский

 

Уважаемые родители!

Важно уделять время половому воспитанию детей в семье. Половое  воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания».           

Самый нужный и самый главный воспитатель- личный пример нравственности родителей.

 Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим- понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости- помогут. Хорошо, когда родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Родителям не нужно избегать разговора о половом воспитании с детьми.

 Взаимоотношения между родителями, которые каждый день видит ребёнок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Главнейшая цель полового воспитания- формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»,- так считал А.С. Макаренко. 

           Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13— 14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми.  В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

 Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. 

 Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать.

Чем естественнее будет ваше поведение, тем, менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. 

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной).

   Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

 

При проведении бесед на эту очень даже щекотливую тему необходимо соблюдать некоторые определённые ПРАВИЛА:

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребёнка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2. Нельзя уходить от разговора (мол, мал ещё) и отмахиваться от ребенка.

  1.  Должна быть сохранена тайна разговора, ребёнок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.
  2.  На все вопросы давать конкретные ответы и идти от простого вопроса к сложному вопросу, но на всех этапах оставаться правдивым.

Помните: половое воспитание детей  неразрывно связано с обычным воспитанием. Проще говоря, не стремитесь воспитывать ребёнка сексуально – просто любите его и ведите обычный воспитательный процесс.

 

Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребёнке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребёнка сказано: "Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность.

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Профилактика преступлений

против половой неприкосновенности несовершеннолетних

        

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются

ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  2. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

 

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

 

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

свернуть

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.

Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

- Нельзя садиться в чужую машину.

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

- Отсутствие целей и планов на будущее;

- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

- Пессимистическая оценка своих достижений;

- Неуверенность в себе, снижение самооценки.

- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. - Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. - Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). - Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. - Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала («пачкание одежды»), энурез,  беременность. - Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.              Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

  1. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
  2. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
  3. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые. 
  4. Подростки, родители которых пуритански настроены. 

Вместо того чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

  1. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. 

Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе  друзей из уголовного мира.

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.       Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.

Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.            Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.     - Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

- Расскажите ребёнку, что если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.           

- Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных  преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 

 

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

Согласно определению Конституции РБ, статья 25, каждому человеку гарантируется защита его прав и свобод, в том числе право на половую свободу и половую неприкосновенность.

Половая свобода - свобода сексуального самоопределения человека, а точнее право самостоятельно и без принуждения выбирать партнеров, форму интимных отношений.

Половая неприкосновенность – правовая защищенность от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица. Данное понятие применимо только к лицам, не достигшим 16 лет (ст. 168 УК РБ), так как вступление в половые отношения до 16 лет является преступлением!

С начала 2021 года в Беларуси от сексуального насилия пострадали 500 детей. В сравнении с 2020 – м количество таких злодеяний выросло на 52% и это очень беспокоил все субъекты профилактики.

До 16 лет у ребенка к сексу не готова ни психика, ни тело. И дать осознанное согласие он/она не может, так как еще до конца не понимает, на что соглашается.

Возраст сексуального согласия в РБ начинается с достижения лицом 16 летнего возраста, (согласно УК РБ).

Достижения возраста 16 лет – тоже не повод начинать сексуальную жизнь. Ведь все мы разные, и да – кто – то готов в 16, а кто- то не готов и в 18-20. И это нормально прислушиваться к себе, а не идти на поводу у друзей и общества.

Возраст сексуального согласия -  возраст, начиная с которого человек считается способным дать четкое информированное согласие на секс с другим лицом. Секс – это про согласие, добровольность, уважение партнера и его/ее желаний, безопасность, равноправие. Секс предусматривает возможность каждого сказать: «НЕТ» в любой момент. Все остальное – это насилие и принуждение!

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношенные и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждения к действиям сексуального характера и др.

В соответствии со ст.168 УК РБ, совершеннолетний человек (с 18 лет), должен будет отвечать по закону за любые половые контакты с людьми, не достигшими 16 лет. Даже за половые отношения по обоюдному согласию!!!

Преступные схемы вовлечения подростков в сексуальную эксплуатацию

Уголовная ответственность за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» наступает с 14 лет.

 

  • Вовлечение через влюбленность. Существуют специализирующиеся на этом вербовщики. Вербовка происходит следующим образом: вербовщик заводит романтические отношения с несовершеннолетней девушкой либо юношей и через некоторое время просит финансовой помощи, так как у него внезапно якобы возникают серьезные проблемы. Подросток готов для него на всё, и вербовщику удается убедить, что единственный способ заработать нужную сумму — это проституция.
  • Вербовка взрослыми через модельный бизнес. В настоящее время существует множество модельных агентств и школ, в которых подростки работают моделями. Эти агентства обещают трудоустройство, участие в показах мод и фотосессиях, что не всегда выполняется, а иногда является средством вовлечения в торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. Часть агентств предлагает будущим моделям работу за рубежом, что может стать формой их вывоза за рубеж с целью сексуальной эксплуатации. Вербовщики могут искать «моделей» в небольших городках и поселках. Как правило, организатор предлагает самим детям или их родителям возможность высокого заработка для ребенка в большом городе и некоторую сумму в качестве аванса. Распространена вербовка в интернете: например, ребенок может получить личное сообщение в социальной сети или в мессенджере с предложением о работе.
  • Вовлечение через влюбленность. Существуют специализирующиеся на этом вербовщики. Вербовка происходит следующим образом: вербовщик заводит романтические отношения с несовершеннолетней девушкой либо юношей и через некоторое время просит финансовой помощи, так как у него внезапно якобы возникают серьезные проблемы. Подросток готов для него на всё, и вербовщику удается убедить, что единственный способ заработать нужную сумму — это проституция.
  • Вербовка взрослыми через модельный бизнес. В настоящее время существует множество модельных агентств и школ, в которых подростки работают моделями. Эти агентства обещают трудоустройство, участие в показах мод и фотосессиях, что не всегда выполняется, а иногда является средством вовлечения в торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. Часть агентств предлагает будущим моделям работу за рубежом, что может стать формой их вывоза за рубеж с целью сексуальной эксплуатации. Вербовщики могут искать «моделей» в небольших городках и поселках. Как правило, организатор предлагает самим детям или их родителям возможность высокого заработка для ребенка в большом городе и некоторую сумму в качестве аванса. Распространена вербовка в интернете: например, ребенок может получить личное со- общение в социальной сети или в мессенджере с предложением о работе

Дети – самые уязвимые жертвы преступлений против половой неприкосновенности. Развращение, раннее вступление в половую связь, сексуальное насилие влекут за собой серьезные проблемы социального, психологического характера, не говоря уже о вреде физическому и психическому здоровью развивающегося организма. Благополучие в семье, лекции в школах по половому воспитанию, ограничение доступа к вредным информационным ресурсам, не могут быть 100% гарантам того, что Ваш ребенок не попадет в число нежелательной статистики. Мало ребенка воспитать целомудренным, дать знания и навыки безопасного поведения, необходимо установить с ним максимально доверительные отношения, чтобы он в подобной ситуации не остался один на один со своей проблемой и был вовремя защищен.

В случае, если ты – подросток и подвергся действиям против половой неприкосновенности, необходимо:

  • Не бояться!!! Ты ни в чем не виноват!!!
  • Не молчать!! Говори о насилии, которое испытываешь или               наблюдаешь!!!                             
  • Рассказать о происшедшем родителям или взрослым, которым ты доверяешь.
  • Обратиться в медицинское учреждения для оказания медицинской, психологической помощи (независимо от того, какое насилие над тобой было совершено: физическое или сексуальное)!
  • Обратиться в милицию как самостоятельно, так и при поддержке взрослых или родителей.

Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола!

По результатам опроса осужденных по делам о сексуальных преступлениях в отношении детей и анализа материала уголовных дел в нескольких областях России можно составить некоторое представление о тех преступниках, которые были идентифицированы и осуждены в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в России [Паршин, 2018]:

  • 90% — мужчины, 10% — женщины;
  • 54% — состояли в браке;
  • 65,4% — имели работу;
  • 82,3% — не имели психических отклонений;
  • 54,4% — были ранее знакомы с пострадавшими детьми (жертвы приходились им собственными детьми, детьми знакомых, соседями и пр.).

По результатам обзора можно сделать следующие выводы для практики. Преступники, совершающие сексуальное насилие над детьми, могут быть очень разными:

  • это могут быть как незнакомые или случайно знакомые ребенку люди, так и ближайшие

родственники, друзья семьи, соседи и преподаватели, часто обладающие доверием сообщества, в котором живут или работают;

  • вопреки распространенным стереотипам, такого рода преступления, совершают не только

мужчины, но и женщины, не только взрослые, но и дети;

  • называть всех преступников педофилами — неверно; сексуальное насилие совершают как люди с расстройствами сексуального предпочтения, так и без них;
  • некоторые преступления тщательно спланированы, тогда как другие совершаются спонтанно, например, под воздействием алкоголя или наркотиков;
  • многие преступники не совершают насилие внезапно, социальные нормы и внутренние барьеры, запрещающие контакты с детьми, могут останавливать их. Это означает, что психотерапевтические услуги для людей, испытывающих сексуальную тягу к детям, — перспективное направление профилактики;
  • в случае сексуальной эксплуатации детей в проституции или производстве фото- или видеоматериалов, для организаторов основной мотивацией является получение материальной выгоды.

 

По результатам обзора можно сделать следующие выводы для практики. Преступники, совершающие сексуальное насилие над детьми, могут быть очень разными:

  • это могут быть как незнакомые или случайно знакомые ребенку люди, так и ближайшие родственники, друзья семьи, соседи и преподаватели, часто обладающие доверием сообщества, в котором живут или работают;
  • вопреки распространенным стереотипам, такого рода преступления, совершают не только мужчины, но и женщины, не только взрослые, но и дети;
  • называть всех преступников педофилами — неверно; сексуальное насилие совершают

как люди с расстройствами сексуального предпочтения, так и без них;

  • некоторые преступления тщательно спланированы, тогда как другие совершаются спонтанно, например, под воздействием алкоголя или наркотиков;
  • многие преступники не совершают насилие внезапно, социальные нормы и внутренние

барьеры, запрещающие контакты с детьми, могут останавливать их. Это означает, что психотерапевтические услуги для людей, испытывающих сексуальную тягу к детям, — перспективное направление профилактики;

  • в случае сексуальной эксплуатации детей в проституции или производстве фото- или видеоматериалов, для организаторов основной мотивацией является получение материальной выгоды.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ,

А ТАКЖЕ ДЕТЯМ – СВИДЕТЕЛЯМ НАСИЛИЯ

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТАДАВШИХ ОТ НАСИЛИЯ

+375 29 610 - 83 - 55

круглосуточно/анонимно/бесплатно

ОНЛАЙН – КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Информационная, психологическая, правовая поддержка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а так же родителям и другим свидетелям

WWW.KIDS.POMOGUT.BY

Детская телефонная линия

8 (801) 100 - 16 -11

 «Телефон доверия»

для детей и подростков

8 (017) 263 - 03 - 03

круглосуточно/анонимно/бесплатно с городского телефона

Советы родителям по половому воспитанию детей

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания детей - взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

                         В.А Сухомлинский

 

Уважаемые родители!

Важно уделять время половому воспитанию детей в семье. Половое  воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания».           

Самый нужный и самый главный воспитатель- личный пример нравственности родителей.

 Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим- понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости- помогут. Хорошо, когда родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Родителям не нужно избегать разговора о половом воспитании с детьми.

 Взаимоотношения между родителями, которые каждый день видит ребёнок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Главнейшая цель полового воспитания- формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»,- так считал А.С. Макаренко. 

           Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13— 14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми.  В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

 Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. 

 Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать.

Чем естественнее будет ваше поведение, тем, менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. 

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной).

   Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

 

При проведении бесед на эту очень даже щекотливую тему необходимо соблюдать некоторые определённые ПРАВИЛА:

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребёнка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2. Нельзя уходить от разговора (мол, мал ещё) и отмахиваться от ребенка.

  1.  Должна быть сохранена тайна разговора, ребёнок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.
  2.  На все вопросы давать конкретные ответы и идти от простого вопроса к сложному вопросу, но на всех этапах оставаться правдивым.

Помните: половое воспитание детей  неразрывно связано с обычным воспитанием. Проще говоря, не стремитесь воспитывать ребёнка сексуально – просто любите его и ведите обычный воспитательный процесс.

 

Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребёнке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребёнка сказано: "Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность.

свернуть

Половая неприкосновенность

Половая неприкосновенность

 

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

 

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси

 

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

 

свернуть

Алгоритм

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им

 

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
  • их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
  • очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

  1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждений образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

 

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» 

свернуть

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ лиц с активной гражданской позицией, проживающих в сельской местности, в случае обнаружения факта насилия в семье и невозможности незамедлительного прибытия для разбирательства сотрудников органов внутренних дел

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

лиц с активной гражданской позицией, проживающих в сельской местности, в случае обнаружения факта насилия в семье и невозможности незамедлительного прибытия для разбирательства сотрудников органов внутренних дел

С целью эффективного реагирования на факты насилия в семье, граждане, готовые оказывать помощь органам внутренних дел (далее - ОВД) при совершении таких противоправных деяний[1]должны быть заранее обеспечены и владеть следующей информацией[2]:

-     телефоны оперативно-дежурной службы территориального ОВД, если имеются иные номера, кроме «102»;

- телефоны участкового инспектора милиции, обслуживающего административный участок;

-      сведения (адрес, домашний, мобильный телефоны) о председателе сельского исполнительного комитета, старостах, членах совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, медицинских работниках, проживающих в населенном пункте либо в близлежащих населенных пунктах (с согласия указанных лиц);

-      сведения (адрес, телефон) об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта («кризисная» комната), телефоне общенациональной «горячей» линии для пострадавших;

-наиболее распространенные признаки, указывающие на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт).

При выявлении факта насилия в семье гражданин должен:

  1. По телефону «102» сообщить о факте насилия в семье в территориальный ОВД.

При обращении следует кратко и четко пояснить, где происходит конфликт, кто является его участником, насколько высок риск тяжких последствий, сообщить информацию о себе и контактном телефоне.

  1. В случае причинения телесных повреждений у участников конфликта соответствующую информацию сообщить в скорую (неотложную) медицинскую помощь по телефону «103».
  2. При наличии навыков принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи либо обратиться за ее оказанием к медицинскому работнику, проживающему в населенном пункте (если таковой имеется).
  3. Проинформировать председателя сельского исполнительного комитета, членов совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, проживающих в населенном пункте либо в близлежащих населенных пунктах, о факте насилия в семье с целью привлечения к пресечению правонарушения.
  4. При наличии возможности, предоставить безопасное место для пострадавшего и его несовершеннолетних детей, оказать им содействие в доставлении в «кризисную» комнату.
  5. В случае крайней необходимости с соблюдением мер личной безопасности принять меры по снижению уровня эскалации конфликта с привлечением, по возможности, иных граждан.
  6. При нежелании пострадавшей обращаться в ОВД за помощью проинформировать об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта («кризисная комната»), телефоне общенациональной «горячей» линии для пострадавших.

Наиболее распространенными признаками, указывающими на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт), особенно в отношении несовершеннолетних, являются внешние признаки физического насилия: синяки, а также царапины, рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.

На неслучайный характер их происхождения может указывать:

  • расположение (на щеках, плечах, груди, ягодицах, поверхности бедер);
  • очертания (повреждения на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены, например, пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев);
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам самого потерпевшего, особенно подростка, их противоречивые, путаные объяснения;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка;
  • бездействие родителей или позднее обращение за медицинской помощью.

 

 

[1]   Информация об указанных гражданах и их согласии на оказание соответствующей помощи не реже 1 раза в полугодие председателями сельских исполнительных комитетов, командирами добровольных дружин направляется в территориальный ОВД либо представляется участковому инспектору милиции, обслуживающему административный участок (если такая информация не получена им самостоятельно при осуществлении служебной деятельности).

[2]  Указанные сведения представляются гражданину территориальным ОВД. При этом в обязательном порядке учитывается наличие соответствующего согласия на представление сведений об иных гражданах.

 

 

свернуть

Телефоны доверия

Телефоны «Доверия»

(экстренной психологической помощи)

Регион

Телефон

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

г. Минск:

для взрослых

8 017290 44 44

8 017290 43 70

для детей и подростков

8 017263 03 03

г. Брест

8 016240 62 26

г. Витебск

8 021261 60 60

г. Гомель

8 023231 51 61

г. Гродно

170 (номер доступен только для жителей Гродненской области)

г. Могилев

8 022247 31 61

Минская область

8 017202 04 01

 

Центры дружественного отношения к подросткам

(информация по данным сайта:

http://junior.by/44-adresa-centrov-druzhestvennyx-podrostkam.html)

п/п

Наименование учреждения

Адрес

Контактный

телефон

 

г.Минск

1.

Октябрьский р-н, ЦДП «Галс» УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника»

г. Минск

ул. Кижеватова, д.60, корп. Д

тел. 375(017) 398-31-63

2.

Первомайский р-н, ЦДП «Вместе» УЗ «11-я городская детская поликлиника»

ул.Никифорова, 5

тел. 375(017) 264-36-39

 

3.

Ленинский р-н, ЦДП «Парус надежды» УЗ «7-я городская детская поликлиника»

ул.Плеханова, 127

тел. 375(017) 368 32 34

 

4.

Заводской р-н, ЦДП «Успех» УЗ «23-я городская детская поликлиника»

ул.Герасименко, 22,корп2

тел. 375(017) 291-20-39

5.

Советский р-н, ЦДП«Ювентус» УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника»

г. Минск, ул. Кольцова, 53/1

тел. 375(017) 261-02-19

 

6.

Московский р-н, ЦДП «Доверие» УЗ «8-я городская детская поликлиника»

ул. Есенина, 66

тел. 375(017) 272-22-94

 

7.

Центральный р-н, ЦДП «Синяя птица» УЗ «4-я городская поликлиника»

пр. Победителей 93

тел. 375(017) 369-74-00

8.

Фрунзенский р-н, ЦДП «Юникс» УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника»

ул. Налибокская,15

тел. 375(017) 209-85-61

Витебская область

1.

ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника»

г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой,18

тел. 8(0214) 42-76-55

2.

ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника»

 

г. Новополоцк, ул . Калинина,5

тел. 8(0214)51-90-90: +375295945276

3.

Витебский ЦЗМ

г. Витебск, ул. Чкалова, 14 В

тел. 8(0212) 57-24-71

справка 8 (0212)57-78-79

4.

ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника №1

г. Орша, ул. Пионерская, 15

тел. 8(0216) 51-17-21

 

Брестская область

 

1.

ЦДП «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1»

г. Брест, ул. Кирова, 82

тел. 8(0162) 20-96-71

 

2.

ЦДП Надежда» УЗ «Пинская центральная поликлиника»

Филиал «Детская поликлиника.

г. Пинск, ул. Завальная 18

тел.8(0165) 35-16-58 3

3.

ЦДП «Контакт» УЗ «Барановичская детская городская больница»

г. Барановичи, ул. Чкалова 2

тел.8(0163)42-20-68

4.

Консультативно-информационный центр «Диалог» УЗ «Столинская ЦРБ»

г.Столин, ул. Дзержинского, 102

тел. 8(0165)52-42-87

Гродненская область

1.

ЦДМ «Контакт» филиал УЗ «Гродненская центральная городская

поликлиника» детская поликлиника №2

г. Гродно, ул. Гагарина, 18

тел.8 (0152) 96- 44- 66

 

2.

ЦДМ «Позитив»

г. Гродно

тел.8 (0152)74-22-82

Гомельская область

1.

Центр здоровья молодёжи «Юность» Филиал №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника»

г. Гомель, ул.Быховская, 108

тел. 8(0232) 47-36-12, 47-86-14

2.

ЦДП «Ветразь» УЗ «Жлобинская ЦРБ», детская поликлиника

г.Жлобин, ул. Воровского, 1

тел: 8(02334) 2-28-29

3.

ЦДП «Новое поколение» УЗ «Светлогорская центральная районная больница» детская поликлиника

г. Светлогорск, ул. Луначарского, 92

 

тел. 8(02342) 7- 07 - 19

4.

ЦДП УЗ «Рогачевская ЦРБ»

г. Рогачев, ул. Дзержинского, 17,

тел. 8(02339) 2-14-86

5.

ЦДП «Гармония» УЗ «Речицкая центральная районная больница» родильный дом, женская консультация

г.Речица, ул.Трифонова, 119

 

тел. 8(02340) 44393, 91133

 

6.

ЦДП «Афродита» УЗ «Добрушская ЦРБ»

г. Добруш, ул. Чапаева, 3

 

тел/факс: +375 (2333)7-64-37

Могилевская область

1.

ЦДП «Импульс» УЗ «Бобруйская городская детская больница» филиал детская поликлиника № 2

г. Бобруйск, ул.Советская д.116

тел. 8 (0225) 70-43-53

 

2.

ЦДП «Альтернатива» Филиал N 4 УЗ “ Могилевская детская поликлиника“ 4

 

212036, г. Могилев, ул. Симонова, 55б

тел. 488842, факс 8 (0222)484076

3.

ЦДП «Доверие» УЗ «Горецкая центральная районная больница»

 

г. Горки пр.Интернациональный, 2

тел. 8 (0223) 3-615-05

 

Минская область

1.

УЗ «Березинская центральная больница»

г. Березино, ул. М. Романович,6

тел.8 (01715)54229

2.

ЦЗМ УЗ «Вилейская ЦРБ»

г. Вилейка, ул. Маркова, 27

тел. 8 (01771) 5-64-51

3.

ЦЗМ УЗ «Дзержинская центральная районная больница» детская консультация

г. Дзержинск, ул.Октябрьская,72

Тел.8 (01716) 6-51-99

4.

ЦДП УЗ «Клецкая центральная районная больница»

г. Клецк, ул. Партизанская, 6

Тел.(8-01793) 53107

5.

УЗ«Крупская центральная районная больница»

г. Крупки, ул. Черняховского, 2

тел.8 (017) 96-5 59 61

6.

УЗ «Любанская центральная районная больница»

г. Любань, ул. Первомайская, 97А

тел. 8 (01794) 54-1-34

7.

УЗ «Молодечненская центральная районная больница», поликлиника № 1

г. Молодечно, ул.Ф.Скорины, 5

тел. 8 (0176) 769074

8.

УЗ «Несвижская центральная районная больница»

г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29

тел.8 (01770) 6 65 61

9.

ЦПМ «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ»

 

Слуцк, ул. Чайковского, 21

тел. 8(01795) 5-31-10

10.

ЦЗПиМ УЗ «Солигорская ЦРБ»

г.Солигорск, ул.Коржа, 1

тел. 8 (0174) 22-11-22

11.

ЦЗПМ УЗ «Столбцовская ЦРБ»

г. Столбцы, ул. Ленинская, 164

тел.8 (01717) 54643

12.

ЦДП УЗ «Червенская ЦРБ»

г. Червень, ул. Барыкина, 60

тел.8(01714) 54783

13.

ЦЗМиП « Доверие» УЗ « Борисовская ЦРБ», отделение ГУО « Социально – педагогический центр Борисовского района»

г. Борисов, ул. 8 Марта, 6.

 

тел. 8 (0177) 6-67-10 5

 

 

14.

ЦДП УЗ «Воложинская ЦРБ»

г. Воложин, ул. М.Горького 13

 

тел. 8 (0177) 255733

 

15.

ЦЗМиП УЗ «Жодинская центральная городская больница» городская поликлиника

г. Жодино, ул. 50лет Октября, 17

тел.8 (01775) 3-48-46

16.

УЗ «Копыльская центральная районная больница»

г. Копыль, ул. Советская, 50

тел.8 (01719) 54-3-04

17.

Центр подростков и молодежи

г. Логойск, ул. Победы, д.35.

тел. 8 (01774) 20-6-91

18.

ЦЗПиМ УЗ «Минская ЦРБ»

д.Боровляны, ул.Фрунзенская 1, поликлиника Минской ЦРБ

тел.5052585

19.

ЦЗПиМ УЗ «Мядельская ЦРБ»

г. Мядель, ул. Коммунистическая,23

тел. 59-1-35.

20.

ЦЗПиМ УЗ « Марьиногорская ЦРБ»

г. Марьина Горка,Пуховичский район, ул. Новая Заря 36 а

тел. 8(01713)60729

 

21.

ЦДП «Родник надежды» УЗ «Смолевичская центральная районная больница»

222201 г.Смолевичи, ул. Первомайская, 101

тел. 8 (01776) 50834

 

22.

ЦЗПиМ «Надежда» УЗ «Стародорожская центральная больница».

 

222910 Минская обл. г. Старые Дороги ул.Московская 82

 

23.

ЦДП УЗ «Узденская ЦРБ»

г. Узда, ул. Степанова, 11

Тел.(8-01718) 55576

 

свернуть