Правовое просвещение

 

Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и родителей

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием,  создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С  раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, желаниями,  способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться.

Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.  

«Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение  родителей»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.д. - средства, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых        знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции РБ, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Можно предложить учителям, преподавателям  использовать следующие формы работы правового воспитания старшеклассников:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.

Создание клуба юного юриста.

Работа школы правовых знаний под девизом "Молодежь - не проблема, а ресурс общества".

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики Беларуси; конституционных прав и обязанностей гражданина Республікі Беларусь; прав ребенка и др.

Создание правовой игры "Обязан и имею право", "Воспитай в себе гражданина".

Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам.       

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее".

         Уроки толерантности «Толерантность –  вызов времени»                  

         Выставка творческих работ.

 Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обращению среди подростков и в семье.
        Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов "Наши права и обязанности”, “Твои правовой статус".


        Тематические классные часы:

  • "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних";
  • "Счастлив тот, кто счастлив дома";
  • "Право на имя";
  • "Я ребенок, я имею право".

Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому               просвещению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.
10 декабря празднуется Международный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.

15 марта в Беларуси  отмечается День Конституции. Ребята могут участвовать в викторине "А что ты знаешь о Конституции?".

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

 

Подготовила А.Н.Перевозникова

Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования

   Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

   Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

   Правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

   В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

 

Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:

  1. Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
  2. Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
  3. Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.

 

Правовое воспитание

 



 



Цели и задачи правового воспитания  в школе

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.

В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.

ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
  2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
  3. Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
  4. Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

Правовое образование учащихся в процессе обучения

В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.

Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.

  1. Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.
  2. Среднее звено (5-8) – с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.

Основные задачи классного руководителя:

  1. Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
  2. Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
  3. Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
  4. Старшеклассники (9-11) – желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).

   Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.

 


Помочь растущему человеку найти смысл в жизни, вооружить его знаниями о сво­их правах и обязанностях, умениями их приме­нять на практике, оказать помощь в самораз­витии и индивидуальном становлении взрос­леющей личности – приоритетные задачи учреждения.

Цель правового воспитания – формирование правовой культуры личности.

 Задачи:

  • дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах;
  • ввести школьников в сложные правовые отношения;
  • сформировать навыки бесконфликтного общения.

Структура правовой культуры:

ПК включает в себя

o   знания правовых норм,

o   развитую эмоциональную сферу и мышление,

o   умение применять нормы права.

Таким образом, правовая культура имеет три компонента: смысловой, эмоциональный, поведенческий.

 

Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.

а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.

б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.

в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.

Условие реализации целей и задач: созданное и развитое правовое пространство школы.

Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективенормы и правилаоткрывающие возможность правовых отношений и действий.

При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».

Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах

  • желаемого и должного,
  • допустимого и нежелательного,
  • возможного и запретного.

Правовое пространство школы в идеале должно создавать модель демократического общества. Существенные признаки этой модели:

  • Обсуждение ценностей коллектива школы и взаимоотношений в нем.
  • Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни.
  • Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия их реализации.
  • Создание условий для участия каждого ученика и каждого учителя в решении важных вопросов, касающихся всех.
  • Наличие избранного органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения школьных законов.
  • Привлечение каждого к созданию и пересмотру норм школьной жизни.

Во многом, эти задачи решаются посредством проведения мероприятий правовой направленности, Недель правовых знаний.

Основные направления системы правового воспитания в учреждении:

  • осуществление правового образования учащихся;
  • работа Совета профилактики правонарушений;
  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на  учете ИДН;
  • правовое образование родительской общественности;
  • взаимодействие с органами системы профилактики

Правовая азбука

ПРАВО – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.

КОНСТИТУЦИЯ – основной Закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.

ОБЯЗАННОСТИ – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; это меры общественно необходимого поведения человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

ПРОСТУПОК – малозначительное и не представляющее общественной опасности правонарушение, влекущее дисциплинарную либо административную ответственность.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ –антиобщественное деяние, причиняющее вред человеку или организации, запрещённое законом и влекущее наказание.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – одна из форм юридической ответственности человека за совершение им административного правонарушения (проступка). Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь об  административных правонарушениях. 

Статья 4.1. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение.

Меры административного принуждения (взыскания) – предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности за следующие правонарушения:

умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

мелкое хищение (статья 10.5);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

жестокое обращение с животными (статья 15.45);

разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

мелкое хулиганство (статья 17.1)

нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ

Статья 17.1. Мелкое хулиганство административное правонарушение, включающее нецензурную брань и появление в пьяном виде в общественных местах, оскорбительное приставание кгражданам и др. влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.

Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде - штраф в размере до 8 базовых величин.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5  базовой величины.

Штраф привязан к базовой величине. Сейчас она находится на уровне 27.00 рублей.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – наиболее суровый вид ответственности, наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – виновно совершённое общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания.

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2.Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности за:

убийство (статья 139);

причинение смерти по неосторожности (статья 144);

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

изнасилование (статья 166);

насильственные действия сексуального характера (статья 167);

похищение человека (статья 182);

кражу (статья 205);

грабеж (статья 206);

разбой (статья 207);

вымогательство (статья 208);

угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

захват заложника (статья 291);

хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);

хулиганство (статья 339);

заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).


КРАЖА – тайное хищение чужого имущества (ст.205).


ГРАБЕЖ – преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужого имущества (ст.206).


РАЗБОЙ – насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом (ст.207).


Уголовный Кодекс Республики Беларусь 


 


САЙТЫ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:


 


Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE»►

свернуть